В рамках работы мобильной группы с педагогами Карабалыкского района был проведен методический дистант по оказанию практической методической помощи. Были рассмотрены вопросы по накоплению материала и обобщению педагогического опыта педагога согласно алгоритма.
Обобщение педагогического опыта относится к методической деятельности и подразумевает систематизацию и подробное изложение практики педагога. Изучение и обобщение передового педагогического опыта – веление времени, целью которого является совершенствование содержания и повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в дошкольных организациях. В процессе обобщения педагогического опыта происходит профессиональная самореализация педагога, определяются дальнейшие перспективы, происходит обмен опытом коллег для совершенствования профессиональной деятельности.
Структура целостного описания опыта работы.
- Введение
- Аннотация об опыте (данные о носителе, проблемы решаемые данным педагогическим опытом, идея и закономерности, лежащие в основе, диапазон использования, адресная направленность). Объём - 0,5 страницы.
- тема, цель
- актуальность и перспективность опыта;
- адресная направленность, условия возникновения и становления опыта;
- новизна данного опыта;
- Вычленить противоречия, которые побудили педагога к поиску иных подходов к обучению и воспитанию. Имеющиеся противоречия становятся фактором определения путей становления педагогического опыта через постановку задач и их разрешение.
Это противоречие осознается, осмысливается, формулируется проблема в терминах (понятиях и категориях) педагогической науки. В соответствии с проблемой выявляются находки, новинки в работе педагога.
- Научно-методическое обоснование.
Анализ литературы целесообразно проводить проблемно (при этом важно вычленить идеи, на которые опирается педагог, опыт которого обобщается). В процессе анализа литературы необходимо акцентировать внимание на том, что уже достигнуто в изучаемой и обобщаемой области, а к чему нужно стремиться.
- Определить и сформулировать сущность опыта, его ведущую идею. Ведущая педагогическая идея опыта – центральная, основная мысль, вытекающая из опыта и предусматривающая вариативность форм её применения - это выделение главного, наиболее существенного в деятельности автора опыта. Выделить из ведущей проблемы опыта составные части и выстроить их в иерархической последовательности. Необходимо получить выводы, в которых должны быть отражены связи между явлениями, раскрыты факторы, обусловившие получение положительных результатов, и уже на этой основе выявлены способы, приемы, с помощью которых достигаются высокие конечные результаты.
- Описание сущности педагогического опыта,отличия от уже существующих, в чем его новизна, какие факторы успешности содержатся в представляемом опыте, описание средств достижения цели (методов и форм организации работы), организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с поставленными целями и задачами. (Алгоритм осуществления педагогических действий с описанием особенностей технологии автора опыта).
- Условия, при которых создавался опыт
- Прописать личностные и профессиональные качества педагога.
- Определить возрастные и личностные особенности учащихся, уровень их обученности.
- Определить, как обеспечивается формирование познавательных действий всех учащихся с заданными конечными результатами.
- Указать какие учебно-методические комплексы и методические пособия использует педагог.
- Выявить длительность функционирования опыта и динамику его становления и развития.
- Результативность.
Определить возможность получения стабильно высоких результатов (качество знаний учащихся, уровень их воспитанности и интеллектуального развития). Анализ полученных результатов в деятельности педагога можно представлять в виде таблиц, схем, диаграмм, рисунков. Здесь важно раскрыть динамику знаний, умений, ориентации, отношений школьников по годам (в сравнении), а также проанализировать трудности, которые мешают педагогу работать лучше.
- Трудоемкость опыта.
Временные и интеллектуальные затраты всех участников учебно-воспитательного процесса.
- Доступность опыта.
Возможность опыта использования в других учреждениях образования.