ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Қостанай облысы әкімдігі білім басқармасының "Қарабалық ауданы білім бөлімінің "Айналайын" бөбекжайы" КМҚК
КГКП "Ясли-сад "Айналайын" отдела образования Карабалыкского района" Управления образования акимата Костанайской области
п.Карабалык
(871441)35432
aynalayin@karabalyk.edu.kz

Қостанай облысы әкімдігі білім басқармасының "Қарабалық ауданы білім бөлімінің "Айналайын" бөбекжайы" КМҚК
КГКП "Ясли-сад "Айналайын" отдела образования Карабалыкского района" Управления образования акимата Костанайской области

МЕНЮ

Мы рады вас видеть
на официальном сайте нашей дошкольной организации!

Сайт адресован всем, кому интересно знать, чем живет наше
образовательное учреждение.

Перейти в раздел

«Я сам!» Об особенностях протекания у детей кризиса 3 лет и путях решения кризисных ситуаций

К трём годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным.

Улыбка умиления на лицах родителей сменяется выражением озабоченности, растерянности и некоторого раздражения. Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребенка психический процесс: это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно отдалиться от матери, удлинить «психологическую пуповину», научиться многое делать самому и как-то решать свои проблемы. Без психологического отделения от родителей ребенку сложно будет найти себя в этой жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения в различных ситуациях.

Кризисы развития – это относительно короткие (от нескольких месяцев до года – двух) периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы бывают не только в детстве (1 год, 3 года, 7 лет, 13 лет, так как личность человека развивается непрерывно. При этом всегда происходит смена периодов: относительно длинных и спокойных - стабильных и более коротких, бурных-критических, то есть кризисы – это переходы между стабильными периодами.

Родители не должны пугаться остроты протекания кризисов, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей. И, наоборот, внешняя «бескризисность», создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих изменений.

Новообразованиями кризиса 3 лет является формирование самосознания ребенка (возникает в разговорах местоимение «Я», стремление к самостоятельности и независимости от любых взрослых, овладение деятельностью, напоминающей «взрослую».

Кризис трех лет ломает старые, сложившиеся взаимоотношения между родителями и ребенком. Родители словно «выходят из тени». Если до этого они воспринимались как те, кто кормит, любит, играет и были связаны с действиями и функциями, выполняющимися в отношении него: «мама кормит Мишу кашей». То после трех лет ребенок научается отделять взрослого от той деятельности, которую он производит. Ребенок словно бы берет власть над этими действиями в свои руки, произнося: «Я хочу кашу».

Феномен «Я сам» означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого человека. В результате такого отделения взрослые как бы впервые возникают в мире детской жизни. Мир детской жизни из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей.

Можно ли, действуя грамотно, смягчить проявление кризиса? Как помочь ребенку выйти из него, не внося в душу негативные качества: ведь упрямство - это крайняя степень проявления воли, необходимого для ребенка качества; капризность - демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего «Я»; эгоизм - в здоровом виде чувство «самостоятельности», собственное достоинство; агрессивность - крайняя форма самозащиты; замкнутость - неадекватная форма проявления здоровой осторожности, то есть необходимых для выживания в обществе качеств. Ребенок должен выйти из кризиса с набором положительных качеств, главная задача родителей и педагогов – не допустить закрепления их крайних проявлений.

Что необходимо знать родителям

о детском упрямстве и капризности:

Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев;

Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5- 4 годам (случайные приступы упрямства в более старшем возрасте - тоже вещь вполне нормальная);

Пик упрямства приходится на 2,5- 3 года жизни;

Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.

Девочки капризничают чаще, чем мальчики.

В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей от 5 до 20 раз в день!

Если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего, речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования ребенком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, не редко ради своего спокойствия.

Родителям на заметку:

  • • Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите это как необходимость.
  • • Во время приступа упрямства оставайтесь рядом, дайте ребенку почувствовать, что вы его понимаете.
  • • Не пытайтесь во время приступа что- то внушать ребенку. Это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее будоражат.
  • • Истеричность и капризность требуют зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-я-яй!». Ребенку только это и нужно.
  • • Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекаетв общественном месте. Чаще всего помогает только одно- взять его за руку и увести.
  • • Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка/книжка!», «А что это за окном ворона делает?» - подобные маневры заинтересуют и отвлекут.
  • • Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «Нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
© 2025. Все права защищены.